Судебная практика по возврату автомобиля
Бывают несчастливые покупатели: казалось бы, производитель весьма солидный и авторитетный, новый автомобиль получил самые высокие экспертные оценки – а у вас закончилась уже вся сервисная книжка.
Между тем, терпение у вас исчерпано, и вы решили пойти на возврат автомобиля дилеру.
Судебная практика показывает, что самостоятельно вернуть автомобиль в салон достаточно сложно.
Огромный камень преткновения и лазейка для продавца – это экспертные оценки качества автомобиля.
Мы можем рассмотреть такую типичную ситуацию: например, вы пользовались автомобилем календарный год после приобретения. По истечении половины гарантийного срока выясняется, что у автомобиля – повышенный расход масла.
По гарантии в автомобиле заменили поршневую систему двигателя. Однако, дефект у машины появился снова — практически на исходе гарантийного срока.
В этом случае неисправность попадает под действие «Закона о защите прав потребителя» – «повторное проявление недостатка».
Законная претензия на возврат автомобиля в салон, скорее всего, автосалоном будет оспорена. Будет назначена экспертиза, в ходе которой, скорее всего, будет частично доказана вина владельца, частично – производителя. И предложена «мировая» в виде повторного ремонта с заменой блоков двигателя (а иногда – и всего двигателя целиком).
Заинтересованность салона в этом случае очевидна – лучше потратиться ещё на один ремонт, вместо получения обратно подержанной машины с пробегом и выплаты всей сумму покупателю.
Что могут предъявить юристы автосалона в качестве отказа на возврат автомобиля в салон?
Много, как ни странно!
- Доказать, что все услуги по гарантийному ремонту были выполнены точно и в срок
- Провести глубокую экспертизу, в результате которой будет вынесено решение, что неисправность появилась вследствие, предположим, интенсивного использования автомобиля (большой пробег), неисправности дорожного полотна (покупатель живет за городом и ездит по проселкам), по косвенным признакам будет установлено, что не всегда было использовано качественное топливо или масло и другое.
- Доказать, что не точно или неправильно документально были зафиксированы даты и обстоятельства поломки, либо эти сведения расходятся с записями гарантийной мастерской.
- Доказать, что автомобилем продолжали пользоваться после наступления дефекта (владелец приехал с мастерскую на неисправном автомобиле, а не использовал, например, эвакуатор).
- И многое, многое другое.
Человеку без юридического образования сложно тягаться с юристами официального дилера. Причем, салон может совершенно на законных основаниях отказать в ремонте по гарантии или возврате неисправного автомобиля.
Почему наша юридическая консультация берется за подобные дела?
У наших автоюристов — богатая судебная практика – возврат автомобиля дилеру довольно сложное, но не безнадежное дело. При правильном ведении тяжбы клиент оказывается в выигрыше: зачастую автосалон идет на мировую и в досудебном порядке предлагает обмен неисправного автомобиля на новый, аналогичный.
В вышеописанном случае важны не только обстоятельства, но и время!
Опытный автоюрист при первом же обращении подал бы претензию с требованием возврата некачественного автомобиля в салон. При этом, по закону, в десятидневный срок дилер обязан — либо назначить независимую экспертизу (не на собственном СТО), либо вернуть деньги покупателю.
Если по истечении 10 дней с момента подачи претензии не последовало никаких ответных действий, юрист от лица клиента может подать иск в суд на автосалон и потребовать в качестве компенсации – штраф в размере 1% от стоимости нового автомобиля за каждый день просрочки выплаты по претензии. Понимая серьезность претензии, и не дожидаясь решения суда по возврату автомобиля, юристы автосалона, скорее всего, примут досудебное решение в пользу покупателя.
Однако, необходимо понимать, какие убытки несет продавец, возвращая автомобиль в салон и возмещая полные затраты покупателю.
Особенно – если автомобиль приобретен в кредит!
Покупатель вправе требовать от автосалона ещё и возмещения средств по процентам, которые он успел выплатить банку, за некачественный автомобиль. В этом случае автосалон сознательно соглашается на суд по возврату автомобиля. И тогда необходимо, чтобы права покупателя в суде защищал опытный автоюрист.
Для начала, требуется грамотно составить исковое заявление на автосалон в суд.
Именно на основании представленных документов с обеих сторон тяжбы суд будет выносить постановление. Не менее важны также и опыт защиты (судебная тактика аргументов со стороны истца), так как на чаше Фемиды иногда бывают совершенно равновесные аргументы.
Чтобы добиться возврата автомобиля в салон, требуется не только слаженная работа истца и защиты, но и полный пакет всевозможных документов, их копий и показаний свидетелей.
Но выигранный иск о возврате автомобиля в суде – это ещё не конец истории.
Дилер может подать встречный иск, а при повторном решении в пользу покупателя – тянуть с исполнением судебного решения. Мало выиграть суд с автосалоном. Необходимо добиться также и скорого исполнения судебного решения.
Что необходимо представить в судебные органы, если вы все же решились судиться с автосалоном?
- По образцу необходимо составит претензию на возврат автомобиля.
- Исковое заявление о возврате автомобиля и другие документы, необходимые для подачи в судебные органы (образцы здесь)
Как вернуть средства за автомобиль, подлежащий возврату в автосалон по решению суда?
До истечения сроков обжалования в суде высшей инстанции, или рассмотрения встречного иска (если он будет подан) средства вернуть нельзя.
Нельзя и пользоваться спорным автомобилем до полного рассмотрения исков во всех инстанциях. Дела по возврату автомобиля в салон и дальнейшее взыскание средств – весьма длительны и сложны. Советуем не браться за судебные разбирательства самостоятельно.
Помните, вы будете противостоять в суде профессиональным юристам дилера!