КАСКО и закон о защите прав потребителей
Наше законодательство в последнее время начинает интенсивно регулировать такие прежде непопулярные направления, как защита частной жизни, окружающей среды, труда, а также защита прав потребителей. Страхование имущества, которое еще совсем недавно было «вещью в себе», и на которое положения закона «О защите прав потребителя» (ЗЗПП) практически не распространялись, под пристальным вниманием закона вынуждено поворачиваться лицом к своим клиентам, и выполнять те функции, для которого оно и предназначено: помогать гражданам, попавшим с сложную ситуацию, а не мурыжить их по инстанциям и оскорблять мизерными страховыми выплатами.
В статье речь и том, как сегодня меняются отношения в паре — автострахование КАСКО и Закон о защите прав потребителя.
Еще буквально три года назад регулирование отношений, возникающих из договора КАСКО, осуществлялось исключительно законом о страховании (Закон №4015-1 «Об организации страхового дела в РФ») и Гражданским кодексом (ГК). Положений об ответственности страховых компаний (СК) за нарушение прав клиентов, о компенсации причиненного морального ущерба, сведений о подсудности споров страхователей и СК в них не содержалось. Более того, в 2008 году Верховный суд в своем обзоре за 1 квартал на вопрос о том, влияет ли законодательство о защите прав потребителя на страховые отношения, ответил отрицательно. И суды на местах стали активно проводить в жизнь именно эту позицию. Права потребителей страховой услуги нарушались сплошь и рядом.
Многое поменялось в 2012 году
Итак, 28 июня Пленум Верховного суда РФ своим Постановлением №17 установил применение норм ЗЗПП к отношениям, которые вытекают из заключения договора страхования (статья 2). Таким образом, страховые отношения определяются сегодня Законом о страховании, главой «Страхование» (гл.48) ГК РФ, а в части, не урегулированной этими законами – Законом о защите прав потребителя (№2300-1 от 7.02.1992).
И если в отношении страхования ОСАГО разночтения продолжались вплоть до нынешнего года (до постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.15), то в отношении страхования КАСКО за истекший период ситуация в судебной практике кардинально поменялась в лучшую – по отношению к потребителю – сторону.
Что сегодня закон позволяется страхователю, как потребителю страховых услуг?
- Выбирать, в какой суд подавать иск: по месту регистрации (нахождения) СК или по собственному месту жительства
- Не платить госпошлину при обращении в суд с иском о нарушении прав потребителя
- Получить с СК штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в его пользу
- Требовать взыскания со страховой компании процентов за пользование чужими деньгами за период просрочки выплаты страхового возмещения
- Независимо от возмещения убытков, требовать компенсации морального вреда (достаточным условием для удовлетворения иска является сам факт нарушения прав потребителя – п.45 Постановления).
Размер компенсации, как правило, невелик, но моральное удовлетворение от решения суда остается.
Есть и еще ряд моментов, ознакомиться с которыми можно либо непосредственно в тексте самого Постановления (он легко находится в Интернете), либо проконсультировавшись с нашими юристами по указанным на сайте телефонам.
Что делать, если страховая не платит по КАСКО?
Таким образом, это Постановление закрыло брешь в правоприменительной практике, пользуясь которой страховые компании могли нарушать права своих клиентов. И, разумеется, пользовались этой возможностью. Теперь любой автовладелец знает, что делать, если страховая не платит по КАСКО – и может быть уверен в том, что суд, если право потребителя действительно нарушено, примет правильное решение.
А проконсультировать вас, правильно подготовить для суда все необходимые документы, представлять ваши интересы в суде – с готовностью смогут опытные автоюристы нашего объединения.
Звоните – и вы получите со страховой все, что причитается вам по закону!