Skip to content

Страховая компания подала в суд

Суд со страховыми компаниями по вине в ДТПВ судебных делах, которые страховая компания (СК) может начать против автомобилиста, суброгация и регресс так же неразлучны, как Розенкранц и Гильденстерн. Прежде, чем разбираться, как вы можете себя обезопасить от происков СК, напомним вкратце, каковы значение и суть этих юридических терминов.

Суброгация – замена (на латыни) кредитора. То есть виновник аварии становится должен не потерпевшему, а страховой («чужой», не той, где он застрахован сам), если эта СК пострадавшему ущерб уже возместила. Например, по полису КАСКО. Эту сумму страховая и станет требовать в суде.

Регресс – обратное требование СК к собственному клиенту – виновнику аварии – возместить выплаченные пострадавшему средства, например, по полису ОСАГО. Законно лишь в некоторых случаях.

Более подробно – смотрите в этой статье→

Страховая подает в суд!

А здесь мы остановимся на вопросе, что же делать, если в рамках права суброгации или регресса страховая подала в суд на вас.

Чаще всего страховая обращается в суд ближе к концу исковой давности (3 года), чтобы виновник основательно запамятовал все подробности происшествия и конкретные причиненные повреждения автомобилю потерпевшего. Вы уже и думать забыли о том, что случилось, а на ваше имя приходит заказное письмо, в котором вы обнаруживаете повестку в суд и копию искового заявления от СК.

Ваши действия:

  1. Проверьте дату иска. Если 3 лет с момента ДТП не прошло – нужно готовиться к визиту в суд, иначе требования СК будут безусловно удовлетворены, и вам придется расплачиваться.
  2. Крайне необходимо, как в культовом фильме со Шварценеггером, «вспомнить все». Если какие-либо «бумажки» по делу завалялись в вашем архиве – поднимите и изучите. Вдруг, да и найдете какие-либо противоречия или неточности, которые позволят построить линию защиты в суде.
  3. Внимательно ознакомьтесь с документами (калькуляция ремонта или заключение эксперта), которые прилагаются к иску в качестве обоснования суммы, с вас требуемой. Во-первых, туда могли вкрасться неточности или намеренное завышение расценок. В частности, стоимость восстановительного ремонта должна возмещаться виновником ДТП с учетом износа заменяемых деталей, а иначе общая сумма ремонта может даже превысить стоимость самого подержанного автомобиля. Во-вторых, оценка могла быть проведена без вашего присутствия и экспертом СК, что правилами страхования запрещается (экспертиза должна быть независимой). Помните, что любая подобная неточность может послужить вам поводом обратиться с ходатайством о проведении повторной экспертизы.
  4. Если все документы оформлены без сучка и задоринки, можно попробовать защищаться с учетом положений 3-го пункта статьи 1079 Гражданского кодекса РФ (о солидарной ответственности владельцев источников повышенной опасности, если при их взаимодействии был причинен вред третьим лицам). Если вы докажете, что вина в аварии лежала на другом участнике дорожного движения, или что вина была обоюдной – можно рассчитывать на освобождение от выплаты или ее снижение, пропорционально вине. Если же сам потерпевший проявил грубую неосторожность, содействовал тем самым причинению ущерба самому себе, то размер выплат тоже может быть снижен (п.2 ст.1083 ГК РФ). Наконец, если ваше финансовое положение признано тяжелым, вы тоже вправе рассчитывать на уменьшение суммы, если только в ваших действиях не было умысла (п.3 той же статьи).

Какую бы тактику поведения вы не выбрали, следует тщательно подготовить все документы, подтверждающие ваши аргументы. В частности, обратиться в ГИБДД и получить материалы по делу для тщательного ознакомления с ними.

В типичных ситуациях (материалы многих дел есть в открытых источниках) вы вполне можете самостоятельно побороться со страховой компанией. Но, если вы в своих силах не уверены, либо ситуация у вас более сложная, рекомендуем обратиться к опытным автоюристам как для получения консультаций, так и для возможного представления ваших интересов в судебном заседании.