Skip to content

Платные парковки — помощь автоюриста

Все мегаполисы мира страдают одними и теми же «болезнями» — экологическими, социальными, транспортными. Во многих крупных городах проблему постоянных уличных заторов решают ограничительными и экономическими мерами: запрет на въезд в центр населенного пункта грузового транспорта, платный въезд, дни без личного автомобиля, выделенные полосы для общественного транспорта. Одним из методов ограничения количества личных автомашин в наиболее плотно застроенных центральных городских районах является взимание платы за парковку. К нему с относительно недавнего времени прибегли и в нашей стране.

Хотели, как лучше

Пионерами в России выступили, как водится, москвичи. На дороги столицы ежедневно выезжают более 3 млн автомобилей (зарегистрировано почти 4 млн, к которым ежегодно добавляются около 250 тысяч), а нормальная пропускная способность городских улиц в десяток раз меньше. Чтобы центр не стоял «мертво», процентов 15 машин из него надо точно убирать. Но как?Правила парковки в Москве

Варианты, конечно же есть. Обязать застройщиков обеспечивать будущих жильцов подземными или дворовыми парковочными местами, разрешить поворот направо при красном сигнале светофора, планировать реконструкцию и развитие улично-дорожной сети так, чтобы не перекрывать одновременно жизненно важные для города магистрали. Конечно, все это могло бы разгрузить столичные улицы, но не приносит прибыли!

А получить копеечку с места на асфальте (которое, вообще-то, выстроено на налоги граждан – и автомобилистов в том числе) хочется. И столичные власти в качестве «эксперимента» с ноября 2012 года ввели плату за парковку на 21 улице в районе Петровки. Лиха беда начало…

Что говорит закон

Единого закона о порядке организации платных парковок в стране пока нет. Законодательные инициативы периодически вносятся в Госдуму, но ни один законопроект пока что не принят. Впрочем, право собственника дороги вводить плату за «притротуарную» парковку уже закреплено в законах «О безопасности дорожного движения» — № 196-ФЗ от 10.12.1995 (п.1 ст.21) и «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» — № 257-ФЗ от 08.11.2007 (ст.12-13). Остальные вопросы вполне решаются на уровне городских властей. Более того, дорожная деятельность, включая организацию парковок, прямо отнесена к их компетенции законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» — № 131-ФЗ от 06.10.2003 (п.5 ч.1 ст.16).

Платные парковки в Москве – что нужно знать автомобилисту

Организация платных парковок на улицах столицы регламентируется постановлением Правительства Москвы N 289-ПП «Об организации платных городских парковок в городе Москве» от 17.05.2013 г.

Рассматривать дела о административных нарушениях, предусмотренных КоАП (ч.5 ст.12) – в том числе, правил остановки и стоянки – с 14 октября 2013 г. уполномочена Московская административная дорожная инспекция (МАДИ), созданная постановлением Правительства Москвы № 679-ПП.

Действующие зоны платной парковки и текущие тарифы определены постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2016 г. N 755-ПП.

Где и сколько придется заплатить за парковку

Вся столичная территория разделена на зоны платной и бесплатной парковки. Платная отличается специальным обустройством и оборудованием, разметкой стояночных мест, наличием паркоматов – автоматов для приёма платежей. Границы платной зоны стоянки обозначаются предупреждающим знаком или табличкой.

Цена вопроса в различных районах Москвы может существенно различаться.

Всего постановлением предусмотрено 4 различных парковочных тарифа:

• обычный круглосуточный;

• повышенный круглосуточный;

• пониженный круглосуточный;

• дифференцированный (цена часа парковки различна и зависит от времени суток и продолжительности парковки).

Зон действия каждого тарифа, определяемых постановлением, довольно много – и вряд ли стоит подробно на них останавливаться, но в целом нужно представлять, что:

• внутри Бульварного кольца (включительно) действует дифференцированный тариф (1-й час парковки – 80 руб., каждый последующий – 130 р – в период 8.00-20.00, остальное время – 80 р/ч). Но отдельных участках центральных улиц тариф может достигать 200 р/час;

• в пределах Садового кольца – 60 р/час (на части улиц – до 100 р);

• до Третьего транспортного кольца (ТТК) – 40 р/час (на некоторых территориях – до 60);

• в пределах Москва-сити – как и на Бульварном: 80 и 130;

• на отдельных участках за ТТК до МКАД (95 улиц)– 40 р/час.

Парковаться бесплатно в зоне платной парковки можно, если:

• время парковки меньше 15 минут;

• служебному автотранспорту экстренных служб;

• инвалидам, многодетным семьям, участникам ВОВ – при оформлении соответствующего разрешения (в МФЦ) – только на специально отведенных местах, помеченных соответствующим знаком;

• резидентам (проживающим в зоне платной парковки автомобилистам) – с 20.00 до 8.00. В иное время – при покупке льготного абонемента – годового, на два, на три года (стоимость – 3000 р/год).

Остальным за парковку необходимо платить.

Как оплачивать парковку

Существует несколько способов оплаты «притротуарной» парковки.

Паркомат

Автоматические терминалы не принимают к оплате наличные деньги – только банковские или парковочные карты. Аппарат автоматически рассчитывает стоимость парковки с учётом действующего тарифа для данной зоны и времени стоянки по 15-минутной тарификации.

В паркомате важно правильно ввести все требуемые сведения: время парковки, номер автомобиля, номер парковочной зоны, указанный на щите рядом с местом стоянки. Если ошибетесь, можете «нарваться» на неожиданный штраф.

СМС-сообщение

Для оплаты парковки необходимо с мобильного телефона отправить СМС-сообщение на номер 7757 в виде: номер стоянки*номер машины*время стоянки в часах (например, 1013*А111ММ177*8).Помощь автоюриста автолюбителю в Москве

Для продления парковки на тот же номер высылается сообщение из латинской буквы Х и продлеваемого времени в часах (например, Х2).

Для досрочного прекращения стоянки нужно отправить простое сообщение из одной буквы С или S. Деньги за неиспользованное время оплаченной стоянки возвращаются обратно на счёт владельца машины.

Практическая рекомендация

На точности тарификации в 15 минут можно сэкономить. Покажем на примере: вы припарковались на час в 10.00. Первые 15 мин. вы имеете право стоять бесплатно, поэтому можете отправить смс в 10.14 (время окончания парковки будет отмечено в системе как 11.15). Спустя час после остановки забираете машину. И отправляете СМС о досрочном прекращении стоянки в 11.00. За последние 15 мин оплаченной парковки деньги вам вернут. Таким образом, простояв час, вы оплатите всего лишь половину.

Специальная интернет-программа в смартфоне

Для возможности такой оплаты следует скачать на смартфон приложение «Парковки Москвы», зарегистрироваться, завести в нем личный кабинет и пополнить баланс парковочного счета. Дальнейшие действия просты: припарковавшись, выбираете одну опцию, закончив парковку – другую. Учет времени и списание оплаты производится автоматически.

С помощью этой программы можно также выяснить, есть ли у вас неоплаченные штрафы за нарушение правил парковки.

Терминалы Qiwi

Если вы не нашли паркомат для вашей парковочной зоны или у вас нет с пластиковых денег, можно внести плату наличными в терминалах Qiwi, которые расположены во многих супермаркетах, торгово-развлекательных центрах, станциях метрополитена. На терминале выбираете «Оплата услуг-Госпошлины-Московский паркинг» и оплачиваете парковку. Но при этом взимается комиссия в 2%.

Получилось, как всегда

Власти Москвы уверены, что внедрение платных парковок упорядочило движение и уменьшило число пробок, хотя согласны с этим не все (скажем, председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин не видит положительного сдвига в ситуации с пробками). К тому же у автомобилистов возник ряд дополнительных трудностей. Особенно у приезжих, которые зачастую даже при желании просто не понимают, как правильно оплатить парковку.

Кроме того, автовладельцы получают огромное количество штрафов, выписанных по ошибке за неоплату парковки. Оспорить такие штрафы порою проблематично, но возможно. Об этом подробно рассказано здесь.

За нарушение правил парковки автомобиль могут и эвакуировать. Что делать в этом случае, рассказано в данной статье.

Можно спорить и об экономической составляющей.

По данным РБК за первые два года существования платной парковки в проект из бюджета Москвы было вложено более 16 млрд рублей. Поступления же в городской бюджет за это же время составили 3,5 млрд рублей. А в 2016 году доход составлял 4,37 млрд рублей. То есть вложения не окупились до сих пор, хотя тенденция к росту доходов есть.

Еще хуже дела обстоят в регионах.

Местные власти пытаются следовать примеру столицы во многих российских городах и весях (Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж, Краснодар, Екатеринбург, Саратов, Пермь и другие). Но везде платные парковки не только не приносят прибыли, но являются убыточными для казны.

Так глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев считает, что для возможности улучшения городской инфраструктуры доход от платных парковок должен превышать 300 млн рублей в год, а на деле в среднем за месяц удается собрать не более 1,7 млн.

О невыгодности платных парковок прежде заявляли власти и других городов, например, Тулы и Санкт-Петербурга.

Тем не менее, несмотря на убытки и недовольство многих граждан и общественных организаций, платная парковка прочно укоренилась в столице. И, судя по всему, другие города страны ожидает та же участь.

Не исключено, что в процессе дальнейшего внедрения этого проекта, ваши права могут быть нарушены – и тогда вам понадобится помощь автоюриста. Напоминаем, что вы в любое время можете обратиться к нашим сотрудникам за защитой и поддержкой.