Skip to content

Все цвета дорожной разметки

В случаях, когда автомобилистам требуется консультация автоюриста, одной из наиболее часто встречающихся тематик является дорожная разметка. И это неудивительно: раз в несколько лет – а то и чаще – в этой сфере непременно что-то меняется, и дело не только в добавлении новых типов разметки, но и в смене трактовок уже имеющейся.

Новые правила дорожной разметки в МосквеПоследнее существенное изменение в ПДД произошло совсем недавно: наряду с новыми правилами перевозки детей, о которых мы говорили здесь, в Постановлении Правительства РФ №761 от 28 июня 2017 есть положения, которые коснулись расположения транспортного средства на проезжей части, а также изменений в стандартах дорожной разметки.

Некоторые из них – кардинальны. Но подробно обо всех переменах рассказать в пределах небольшой статьи невозможно. Поэтому мы еще вернемся к этой теме. А пока – поговорим лишь об основных новшествах в трактовке горизонтальной разметки, поскольку цветных линий на наших дорогах становится все больше, и водители уже начинают в них путаться.

Каждый Охотник Желает Знать…

Почти все помнят эту нехитрую фразу, используемую для мнемонического запоминания цветов радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый… Многие автомобилисты старшего поколения помнят и времена, когда единственным цветом дорожной разметки был белый.

Зато те, кто побывал за границей, знают, что в Италии, к примеру, для обозначения парковочных мест используют три цвета линий: белый – бесплатная парковка, желтый – зарезервированные парковочные места для отдельных категорий водителей (например, инвалидов), а синий – места платной стоянки. В последние годы и на наших дорогах появилась «радужная», разноцветная разметка. Три цвета определены постановлением Правительства №67 от 24.01.2001 года и Правилами дорожного движения, четвертый – пока экспериментальный.

Белый

Традиционный основной цвет, в который и окрашено большинство линий постоянной горизонтальной дорожной разметки.Новые цвета дорожной разметки

Изменений в правила внесено немало, но для автомобилиста главным «новшеством» последнего постановления является добавленный в 9 раздел ПДД («Расположение транспортных средств на проезжей части») пункт 9.11, гласящий:

«9.11. На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева».

Важно это потому, что ставит точку в многолетних спорах водителей с ГИБДД относительно ситуации возврата на свою полосу через запрещающую разметку после завершения обгона. И теперь, завершая обгон через сплошную (или двойную сплошную, или прерывистую – слева от сплошной), вы безальтернативно «попадаете» на штраф в 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

К сожалению, по-прежнему, нигде в правилах так однозначно и не определено, как трактовать ситуацию, когда за пределами разметки оказалось только одно колесо, или наезд лишь на саму линию разметки – она ведь не является «полосой, предназначенной для встречного движения». Понятно, что это также – ситуации повышенной опасности, но с юридической точки зрения в этом вопросе по-прежнему есть место разночтениям, а значит, и возможным злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД. При возникновении таких ситуаций вам, скорее всего, потребуется консультация автоюриста.

Желтый

Использование желтых линий постоянной разметки предусмотрено ПДД лишь на краях дорожного полотна.

Желтый цвет дорожной разметки - консультация автоюристовИ прежде сплошная желтая полоса (1.4) применялась для обозначения мест, где запрещена остановка транспортных средств, прерывистая желтая (1.10) – запрещала стоянку, а зигзагообразная отмечала места остановок маршрутных ТС или такси. Но множество пояснений (о том, что линии могут применяться в сочетании с соответствующими знаками, наноситься на бордюр и т.п.) больше сбивали с толку, нежели помогали.

В новой редакции правил все четко: есть вдоль края проезжей части линия 1.4 – останавливаться нельзя, есть 1.10 – запрещена стоянка.

Наказание за игнорирование желтой разметки определено частями 4 и 5 статьи 12.16 КоАП РФ: штраф в 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – 3000.

Разумеется, есть исключения, когда водитель вправе оспорить накладываемое взыскание: либо разметка на данном участке дороги не видна (стерлась, занесена снегом) или остановка была вынужденной (недомогание, техническая неисправность, затор или препятствие, которое невозможно объехать и т.п.). В данных ситуациях вам также, возможно, потребуется помощь автоюриста.

Оранжевый

Оранжевым цветом обозначается временная дорожная разметка (например, на период ремонта участка дороги, чрезвычайной ситуации и т.п.). Этим цветом могут быть изображены линии любого типа, приведенные в Приложении 2 к ПДД.Автоюристы в Москве: консультации по дорожной разметке

Важно помнить, что временная разметка имеет приоритет над постоянной, поскольку в правилах четко определено:

«В случаях если линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки».

При это важно и не забывать, что требования дорожных знаков приоритетны:

«В случаях если значения дорожных знаков, в том числе временных, и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, либо разметка недостаточно различима, водители должны руководствоваться дорожными знаками».

К сожалению, порой дорожные рабочие, нанеся временную разметку, не ставят временных знаков, а постоянные завешивать или временно демонтировать забывают. Тогда возникают коллизии, могущие привести и к ДТП. Будьте внимательны на дорогах и выполняйте все требования ПДД – тогда и обращаться к юристам необходимости не возникнет.

Синий

Правилами дорожного движения синий цвет разметки не предусмотрен, но применяется в России довольно давно. Так в Петербурге уже более десяти лет назад использовали светло-синюю разметку указания маршрутов массовых спортивных забегов по улицам города. Автомобилисты поначалу с недоумением смотрели на загадочные голубые штрихи и полосы под колесами, но, когда выяснилось, что на организацию дорожного движения они не влияют, перестали обращать на них внимание. Тем более, что краска применялась специальная, не требующая смывания или закраски – и вскоре сама стерлась с дорог.Голубая дорожная разметка в Москве

Но теперь уже «полноценная» голубая разметка появится на улицах Москвы. Центр организации дорожного движения планирует заменить некоторые дорожные знаки, информирующие о запрете или разрешении стоянки, на территории платного парковочного пространства единственным (5.29 «Зона регулируемой стоянки») – в сочетании с соответствующей дорожной разметкой для обозначения парковочных мест. Мотивируется это «переизбытком информации» на существующих сегодня знаках, из-за чего водители испытывают «дискомфорт».

При этом «в целях снижения возможных рисков в эксперименте предусмотрено совместное применение цветной (голубой) горизонтальной дорожной разметки для обозначения специализированных парковочных мест для дополнительного информирования водителей транспортных средств».

Вероятно, речь идет о выделенных местах для инвалидов и бесплатных места у больниц и поликлиник.

Решение об использовании голубой разметки согласовано с Госавтоинспекцией.

Эксперимент решено провести в столичном районе Хамовники. Если его признают успешным, то могут распространить на всю Москву.