Skip to content

Перевозка детей в автомобиле

Июль 2017 год богат на изменения в Правилах дорожного движения (ПДД). Не успели мы толком осознать, как теперь можно, и как нельзя теперь перевозить детей на автотранспорте, как законодатели с правительством опять нас радуют. 17 июля премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о вносимых изменениях в терминологию, дорожные знаки и разметку – для движения и заправки электромобилей и «гибридов», а также новшества в передвижении велосипедистов по выделенным дорожкам. Помимо этого, чуть ранее – 10 июля – были внесены поправки в процедуру регистрации автомобилей (касающиеся полисов ОСАГО, проверки идентификационных номеров и использования портала гос.услуг).

Обо всем этом мы еще неоднократно будем говорить. А сегодня остановимся на переменах в правилах перевозки детей, вступивших в силу 12 июля. И выясним, как и чем автоадвокат (Москва) может помочь в случае нарушения ваших прав.

Основные новшества

Во-первых, введен запрет на оставление детей младше 7 лет в автомобилях без присмотра взрослых.Автоюрист в Москве объясняют новые законы

Пункт 12.8 ПДД дополнен фразой «Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица».

Это означает:

  • присматривать за маленьким ребенком в автомобиле во время стоянки может любое совершеннолетнее (старше 18 лет) лицо, которому это доверено: родственник, знакомый и т.п. – а не обязательно родители;
  • речь не идет об остановке (прекращении движения автотранспорта на время, не превышающее 5 минут) – во время нее можно оставить сове маленькое чадо и без присмотра. Разумеется, если соблюдены все остальные меры безопасности, исключающие использование или самопроизвольное движение автомобиля (п.12.8 ПДД).

Несоблюдение этого требования влечет за собой наложение административного штрафа по статье 12.19 КоАП (части 1 и 5). Водитель, оставивший ребенка без присмотра в Москве или Санкт-Петербурге, заплатит 2500 рублей. В остальных регионах России обойдется штрафом в 500 рублей или предупреждением.

Во-вторых, запрещена перевозка детей до 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

В-третьих, введена возрастная градация детей-пассажиров при использовании детских удерживающих систем (ДУС) для перевозки в салоне легкового или в кабине грузового автомобиля.

В этом нововведении масса нюансов, поэтому на нем мы остановимся подробней.

Использование детских удерживающих систем (устройств) и штатных ремней безопасности

Прежняя редакция пункта 22.9 ПДД гласила:

«Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих устройств».

Адвокаты в Москве: новости законодательства о перевозке детей в автомобиляхПравилами разрешалось использование детских удерживающих устройств (ДУУ) или «иных средств», позволяющих пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности (ШРБ) при перевозке ребенка не на переднем сиденье легкового автомобиля. Но в то же время, тип транспортного средства не определялся – и использовать эти самые ДУУ или иные средства требовалось – если следовать букве закона – и в тракторе, и на мопеде, если перевозился пассажир возрастом до 12 лет.

А вот, выдержки из нынешней редакции ст. 22.9 Правил:

«Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».

«Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка».

Таким образом, эта редакция предлагает для перевозки детей разного возраста разные правила.

Дети до 7 лет:

Если конструкцией автомобиля предусмотрены ремни безопасности или система ISOFIX, то ребенок должен находится в ДУУ.

Важные нюансы:

  • Под ДУУ понимается либо ДУС ISOFIX, не требующая применения ШРБ, либо иное приспособление, использующее штатные ремни и обеспечивающее безопасность ребенка в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». К ним относятся устройства, прошедшие сертификацию на соответствие с ECE R44/04 (ЕЭК ООН № 44) – Единообразными предписаниями по официальному утверждению детских удерживающих систем.
  • Многочисленные заявления в разных средствах СМИ о том, что ничего, кроме съемных детских кресел использовать теперь нельзя, действительности не соответствуют, поскольку и бустер – «дополнительная подушка, которая при использовании в сочетании с ремнем безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребенка или удерживающим устройство, в котором находится ребенок, образует детскую удерживающую систему в комплекте» (пункт 2.1.3.1 ECE R44/04), и люлька для младенца, и «ремень», состоящий «из сочетания лямок с пряжкой, устройств регулировки и деталей крепления», то есть определенной конструкции адаптер для ШРБ «означает детское удерживающее устройство» (пункт 2.3 ECE R44/04). Если есть сертификат – любое из перечисленных средств считается детским удерживающим устройством.

Нарушение правил перевозки детей и наказания по новому законуИное дело, что было множество вопросов по соответствующей сертификации популярного адаптера ФЭСТ. Но на сегодняшний день он прошел и международную сертификацию в Венгрии, и сертификацию в РФ до 2018 года. Пока срок действия сертификата не закончился – он считается ДУУ. И если сотрудник ГИБДД выписал вам штраф – вам сможет помочь опытный автоадвокат.

Хотя ситуация на перспективу остается неясной. Если в 2018 году последует отказ от сертификации адаптеров (чего добиваются многие депутаты) – они перестанут быть разрешенными к использованию для перевозки детей.

  • Сертифицированные ДУУ должны соответствовать весу и росту ребенка.
  • «Иные средства» (например, обычная подушка, подкладываемая под ребенка, чтобы пристегнуть его ШРБ), широко практиковавшиеся ранее – запрещены.
  • Если конструкцией автомобиля вообще не предусмотрены ШРБ, система ISOFIX, или же ремни не предусмотрены на определенных сиденьях, ребенка можно перевозить, не пристегивая, и без ДУУ. Однако безопасность его останется на вашей совести.
  • При перевозке ребенка не на легковом автомобиле и не в кабине грузового автомобиля, а в иных транспортных средствах – использование ДУУ не обязательно.

Дети до 11 лет (включительно):

Если конструкцией автомобиля предусмотрены ремни безопасности или система ISOFIX, то ребенок (с 7 до 11 лет включительно) на переднем сиденье легкового автомобиля должен находится в ДУУ. Если же он едет на переднем сиденье «легковушки» или в кабине грузовика – можно использовать как ДУУ, так и ШРБ.

Важные нюансы (помимо отмеченных выше):

  • Фраза «до 11 лет (включительно)» означает то же, что и «младше 12 лет». То есть, «взрослость» в отношении использования ДУУ у ребенка наступает с 12 дня рождения. До этого возраста следует руководствоваться пунктом 22.9 ПДД.
  • На официальном сайте ГИБДД размещены «настоятельные» рекомендации Госинспекции, где водителей призывают использовать ДУУ и при перевозке детей старше 7 лет на заднем сиденье легковой машины. К «исключениям» представители ГИБДД относят «переростков» (когда ребенок по ростовым и весовым параметрам не вписывается в параметры кресла), детей-инвалидов и случаи экстренной перевозки (например, доставки больного ребенка в лечебное учреждение на попутке).

Несомненно, эти рекомендации направлены на повышение безопасности детей. Но не дают права инспектору к вам придираться (если вы по той или иной причине решили использовать при перевозке ребенка только ШРБ) – и уж тем более незаконны возможные попытки грозить вам штрафом, апеллируя к этим рекомендациям, которые не являются ни законом, ни подзаконным актом.

Размер штрафа, кстати, совсем немаленький. За несоблюдение требований новой редакции Правил, КоАП РФ предусматривает административный штраф в размере 3 тысяч рублей.

Если сотрудники ГИБДД все же превышают свои полномочия, нарушают ваши законные права – вы можете обратиться за помощью к автоадвокатам.

Специалисты нашего объединения «Автоюристы Москвы» всегда готовы вам ее оказать.