Skip to content

Возврат денег за навязанную страховку

31 мая 2016 года закончилась отсрочка, которую Центробанк предоставлял страховым компаниям (СК) для перестройки работы в соответствии с разработанным распоряжением о предоставлении страхователям права отказываться от навязанной страховки.

И с 1-го июня сего года граждане России имеют полное право в пятидневный срок потребовать от организации, предоставлявшие клиенту какую-либо услугу, вернуть деньги за страховку, которая была им навязана в качестве условия оказания этой услуги.

Навязывание услуги — что это?

Чаще всего такой «пакет» навязывался при оформлении страховки ОСАГО (по оценкам юристов – до 90% всех навязываемых услуг).

Страховщики, к примеру, мотивируя предложение дефицитом бланков ОСАГО, предлагали: мы оформим вам страховку, при условии, что вы на 2000 рублей купите еще и договор страхования жизни.

Или, положим, на 1000 рублей застрахуетесь от несчастного случая.

Законом навязываемые услуги были запрещены и ранее.

Но доказать факт принуждения к заключению договора было почти невозможно. Возврат денег - помощь автоюриста

Даже при направлении в Роспотребнадзор жалобы с приложением соответствующих видеоматериалов, последующий суд придерживался железной позиции: подпись на договоре стоит?

Клиент дееспособен? Значит, навязывания – нет. Лишь самые упорные после многих мытарств сумели добиться возврата своих небольших денег.

Теперь в распоряжении клиентов с распоряжением ЦБ появился правовой механизм возврата денег за навязанную услугу без обращения в суд (так называемый «период охлаждения»).

После покупки ненужного страхового продукта, вы в течение этого периода (5 рабочих дней) можете написать заявление о навязанной услуге в страховую компанию (СК).

Она обязана заявление зарегистрировать и вернуть вам деньги в течение 10 дней.

Отказ возможен, но маловероятен. СК предпочтет вернуть 1000рублей, а не штраф в 50 тысяч за навязывание услуги.

Впрочем, гражданин вправе даже после возврата денег пожаловаться на СК в Роспотребнадзор и «наказать» страховую штрафом – ведь факт навязывания услуги уже имел место.

Более того, нижней палатой парламенты в первом чтении уже принят закон, существенно увеличивающий штраф – от 100 до 500 тысяч рублей для юридических лиц, и 5 000 – для физических. Правда относится он лишь к сфере ОСАГО – отрасли, где навязывание дополнительного страхования встречается чаще всего.

Следует знать, что страховая вернет деньги в полном объеме, если за «период охлаждения» не произошло страхового случая. Если же такое случилось – и навязанное соглашение начало действовать – страховщики удержат часть денег (пропорционально числу дней оказания услуги).

 Что дальше?

Благодаря этому распоряжению отказаться можно почти от всех видов страхования (жизни, финансовых рисков, медицинского, от несчастных случаев и болезни и других).

Данная мера позволит, к примеру, отказываться и от навязанной страховки при получении банковских кредитов.

Прежде банк навязывал эту услуги почти «автоматически» — ведь он имел право отказать в кредите «без объяснения причин», и тем, кто страховку не оформлял, попросту отказывал, то есть у клиента не оставалось выбора. Теперь у вас есть инструмент против этого произвола.

А вот отказаться от КАСКО при автокредите, скорее всего, не получится. Ведь заемщик по закону обязан предмет залога (то есть автомобиль) застраховать.

Несмотря на видимый прогресс, представители общества защиты прав потребителей предполагают, что СК продолжат навязывать услуги, поскольку большинство клиентов попросту не узнают о нововведении, а те, кто что-то о нем читал – забудут. Информация в договоре мелким шрифтом вряд ли будет воспринята как руководство к действию.

Если такое случилось – и вам навязали ненужную страховку, а вы по незнанию не воспользовались «предоставленным законом «периодом охлаждения», помочь вам сможет опытный автоюрист. Обращайтесь в наше объединение – и мы окажем вам квалифицированную помощь.