Skip to content

Реформа ОСАГО: что, где, когда? И почему?

Как же все-таки «заколбасило» автостраховщиков!

Поначалу «для борьбы с автоюристами» ввели новые страховые полисы и поправки в Закон об ОСАГО. Теперь пролоббировали законопроект, реформирующий саму систему ОСАГО. И все это – не для удобства своих клиентов, автовладельцев, которым страховые компании (СК) обещали помощь и защиту от убытков при повреждении автомобилей – а потому, что, по словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) г-на Юргенса, СК «несут огромные убытки» (будто бы основная цель страховой компании – получение прибыли). И, разумеется, убытки эти – исключительно из-за действий «так называемых автоюристов» …Новости законодательства об ОСАГО

Действительно, суммы «не страховых» выплат СК велики (18 млрд. руб. в 2015 году, 25 млрд. – в 2016. Цифры привел исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев). И кто же в этом повинен?

Если автовладелец, «облагодетельствованный» страховой, решил обратиться в суд (многие ли из обывателей станут судиться, если ремонт им возмещают полностью?), а претензия к страховой компании по ОСАГО, составленная грамотным автоюристом, возымела действие на судью (что бывает в 95% случаев) – и страховую обязали заплатить, то есть вернуть автовладельцу то, что причиталось изначально – виноват ли в этом юрист?

Если же пришлось доплатить еще пени и штрафы, предусмотренные законом – это, разумеется, убыток. Но его вполне можно было избежать, выплати СК потерпевшему полную сумму ущерба своевременно. Однако, когда стремление страховщиков «сэкономить» на клиенте выходит им боком – вину Юргенс и компания возлагают на кого угодно, кроме себя самих. И, чтобы не терять прибыльное дело, страховое общество всячески торопит власти принять законы, касающиеся очередной реформы ОСАГО. Кое-что им удалось.

Когда же, наконец?

Ситуация меняется день ото дня.

Законопроект о натуральном возмещении убытков по ОСАГО был принят в первом чтении на пленарном заседании Государственной Думы РФ 14 декабря 2016 года.

И датой начала реформы называлось 1 марта 2017г.

Ко второму чтению в законопроект было предложено немалое число поправок. В частности, депутаты Госдумы настаивали на использовании при ремонте пострадавшей в ДТП машины только новых запчастей (РСА – в целях пресловутой «экономии» — настаивают на возможности применять восстановленные и б/у детали). Минфин и Центробанк также предложили доработанную версию закона, где ограничили срок ремонта месяцем, предоставили автовладельцу право выбора ремонтной организации из списка СК, ввели случаи, когда владелец может-таки вместо ремонта получить компенсацию деньгами.

В связи с необходимостью консультаций и согласований, дату начала реформы ОСАГО было предложено сдвинуть на 1 января 2018г.

Но 21 февраля ТАСС передало сообщение, в котором председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что закон ориентировочно может начать действие с 1 мая 2017 года.

«Закон (…) вступит в силу (…) в течение 30 дней после опубликования», — говорится в сообщении. При этом «Поправки ко второму чтению закона комитет будет обсуждать 21 февраля, и если депутаты их одобрят, то уже 22 февраля документ может пройти второе чтение, а 22 марта — рассмотрение Советом Федерации».

Принятый закон будет действовать для договоров ОСАГО, заключенных после его вступления в силу.

Где?

Претензия к страховой компании по ОСАГОЗамминистра финансов РФ Алексей Моисеев – по сообщению «Известий» — все-таки был намерен 21 февраля рекомендовать на рассмотрение профильного комитета Госдумы согласованное, по его словам, со всеми заинтересованными сторонами предложение о переносе введения натурального возмещения по ОСАГО на 1 января 2018 г.

При этом в наиболее «убыточных» по части ОСАГО регионах механизм планировалось запустить раньше – с момента вступления закона в силу. В этом «счастливом» списке фигурировали Ставрополь, Волгоград, Краснодар и Ростов.

Против такого подхода категорически возражает Игорь Юргенс. В нем, по его мнению, остается множество «лазеек для автоюристов». «Например», — предполагает глава РСА, — «человек из проблемного региона — с натуральными выплатами — уехал в непроблемный, зарегистрировался сроком на один день и может спокойно обращаться в суд и получать денежные выплаты».

Таким образом, вопрос о том, на всей территории РФ одновременно или поначалу в отдельных регионах начнет действовать новый закон, остается открытым.

Что именно

  • Через несколько дней любой сможет самостоятельно прочитать окончательный текст нового закона. Здесь же мы пока приведем основные положения, которые могут найти в нем свое отражение.
  • Введение повышающего коэффициента для злостных нарушителей (рецидивистов) ПДД.
  • Отказ от коэффициента мощности транспортных средств (ТС).
  • Исключение возможности получения денежной компенсации ущерба владельцами легковых авто (предусматривается только натуральное возмещение – ремонт на СТО). Впрочем, предполагается, что ряд случаев, когда получение денежной компенсации при предоставлении соответствующих документов все же будет возможно, законодатели оговорят.
  • Отказ от учета амортизации заменяемых деталей.
  • Обязательное страхование гражданской ответственности иностранных лиц, въезжающих на территорию РФ на собственном транспортном средстве, зарегистрированном за рубежом (в рамках настоящего закона или международных систем страхования).
  • Изменение категорий ТС, которые не подпадают под страхование ОСАГО (в частности, скорость которых по паспорту не превышает 50 км/ч – в отличие от нынешнего закона, где скорость ограничена цифрой 20).
  • Увеличение лимита ущерба, при котором ДТП можно оформлять без сотрудников ДПС (с 50 до 100 тысяч рублей, кроме городов и регионов федерального значения, что остается 400 000 р.).
  • Изменение порядка подачи документов в СК при оформлении ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
  • Изменение порядка возмещения убытков, причиненных в ДТП.

Президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников считает принудительное введение натурального возмещения «издевательством над автовладельцем».

«Мало того, что страховщики навязывают ремонт, конкретный сервис, так еще водителю надо унижаться и доказывать свои трудности, чтобы получить деньги по полису. У автовладельца отбирают право, которое у него имеется сейчас – получить на свое усмотрение ремонт или деньги», — говорит он.

Да, маятник в очередной раз качнулся в сторону выгоды автостраховщиков. Вопрос с реформой ОСАГО практически решен. Но и в этой ситуации никто не отменял право автовладельца отстаивать свои интересы в суде. Поэтому, если вам – при очередном произволе страховщиков, к примеру, с качеством произведенного ремонта – понадобится грамотная претензия к страховой компании по ОСАГО – автоюристы нашей компании с радостью окажут вам всю необходимую помощь.