Отказали в выплате страхового возмещения. Куда жаловаться?
Случилась неприятность: вы попали в ДТП и повредили своего четырехколесного друга. Пришли в страховую компанию (СК) за возмещением ущерба, а вам отказали в страховой выплате. Причем, не очень понятно, на каком основании. Сказали, что вы чего-то там нарушили, что-то там просрочили… В общем, денег вы не дождетесь, хотя заплатили за страховку немало. Что делать? Куда бежать жаловаться?
Куда жаловаться?
Действительно, так уж сложилось в России, что пока не нажалуешься, пока начальство по нерадивой голове не настучит, рублем не накажет – никто добросовестно делать свое дело не будет. Так кто же для страховых компаний «начальство»?
Существует две организации, надзирающие за СК:
Федеральная служба страхового надзора (ФССН) и Российский союз автостраховщиков (РСА). Первая контролирует всю страховую деятельность в стране, вторая – только деятельность СК в области ОСАГО. Они вправе при выявлении нарушений потребовать их устранения под угрозой наказания вплоть до отзыва лицензии. Только вот ваша единичная жалоба вряд ли приведет к таким строгим санкциям – нужен целый поток.
Жалобу, впрочем, могут удовлетворить по требованию контролирующей организации, но только в том случае, если закон нарушен безусловно.
Допустим, страховая больше месяца не платит, вообще не объясняя причин. Если же хоть что-то выплачено, скорее всего, последует ответ, что нарушений не выявлено. Вы ссылаетесь на свою оценку ущерба, а СК – на свою. И контролирующий орган не уполномочен выяснять, какая из них верней. Это дело суда.
Если страховая отказала, можно писать жалобы и в другие инстанции:
- В Центробанк РФ, на который в числе прочих возложена и функция надзора за любыми некредитными финансовыми организациями, к коим относятся и СК.
- В Роспотребнадзор, который должен защищать ваши права потребителя.
- В Федеральную антимонопольную службу, если ваша СК занимает в регионе доминирующую позицию на рынке.
Дальнейшее зависит только от вашей фантазии: вы можете написать жалобу хоть в Генеральную прокуратуру России, хоть в Администрацию президента или даже в Европейский суд по правам человека. Если, конечно, уверены, что ваша проблема попадает под юрисдикцию этих организаций.
Как писать?
Все зависит от конкретной ситуации. Положим, вы в ответ на ваши запросы получили от СК устный отказ в выплате страхового возмещения по ОСАГО. Время идет, денег нет, как нет и официального письменного ответа. Вы вправе написать в РСА жалобу примерно с таким текстом:
«Имярек, паспорт … зарегистрирован … Прошу разобраться в действиях страховой компании (название), номер полиса ОСАГО … номер дела … Дата, место и обстоятельства ДТП, время передачи в страховую компанию необходимых документов, сумма и срок выплаты по вашим подсчетам, номер статьи Закона об ОСАГО, на основании которого вы требуете возмещения убытков».
Отправив подобную жалобу, вы можете только надеяться, что она возымеет действие. Но учтите, что ответ на нее придет от контролирующей организации не ранее, чем через 30 дней.
Значительно более действенным методом является обращение за помощью к профессиональным автоюристам и подача судебного иска на СК. Суд вправе рассматривать все обстоятельства дела, определять степень вины участников ДТП, выявлять законность или незаконность в действиях страховой компании в отношении вас. Решение суда в вашу пользу будет обязательным к исполнению для СК.
Есть вероятность и такого развития событий, когда страховщики удовлетворят ваши требования после направления в их адрес юридически грамотной претензии, не дожидаясь суда. Тогда подача жалобы не будет иметь смысла, и вы получите свои деньги, не потратив время на ожидание ответа на нее.
В любом случае, даже если вы настаиваете на жалобе, можете обращаться к нам. Мы поможем вам составить любой документ: и претензию в страховую, и судебный иск – и в том числе жалобу в любой надзорный орган.