Лишение прав за «встречку»
Согласно статистике, среди самых распространенных причин, являющихся основанием для лишения права управления транспортными средствами (ТС) – наряду с употреблением алкоголя и существенным превышением допустимой скорости движения – по праву числится «встречка», то есть выезд на полосу, предназначенную для движения встречного транспорта.
Есть три возможных варианта «езды по встречке» (к ней же приписывается и движение по трамвайным путям встречного направления): пересечение, связанное с маневром – поворотом налево или разворотом); кратковременный выезд с возвращением в свою полосу, связанный с объездом препятствия; продолжительное движение по встречной полосе – как правило, оно связано с обгоном другого ТС (к этому варианту относится и движение по дороге с односторонним движением во встречном направлении).
В первом и втором случаях в качестве наказания КоАП (ст.12.16 ч.2) предусматривает штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей. А в третьем предусмотрено наказание «альтернативное»: либо штраф в 5000 рублей, либо лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев (статьи 12.15 ч.4 и 12.16 ч.3). Повторные «лишенческие» административные правонарушения караются жестче: лишение прав до года или, если нарушение отмечено средствами автоматической фиксации – без присутствия сотрудников ДПС, штраф в те же самые 5 тысяч рублей.
Чем грозит фиксация нарушения?
Следует понимать, что ни один нормальный водитель в здравом уме просто так по встречной полосе не ездит. Поэтому зачастую нарушения носят «вынужденный» характер: устал тащиться за тихоходом, после обгона не успел вернуться в свою полосу до сплошной линии разметки и подобные.
Все это не освобождает от ответственности, но позволяет опытному водителю (особенно, если ему помогает опытный адвокат) оставить права при себе, даже если ему грозит их лишение. И, более того, порой и оспорить уже состоявшееся решение суда и вернуть водительское удостоверение после изъятия.
«Возврат» основан на том, что ищутся – и находятся! – причины смягчить наказание: выбрать «штрафное», а не «лишенческое» применение альтернативной статьи. Иногда вообще удается переквалифицировать нарушение на другую, предусматривающую более мягкое наказание, статью. А то и вовсе убедить суд в том, что вменяемого водителю правонарушения не было.
Впрочем, до суда дело, бывает, и не доходит
Та же вездесущая статистика уверяет, что до 85% случаев разрешаются на этапе первоначального разбирательства дела в ГИБДД. Если своевременно подключить к процессу автоюриста, то даже «железобетонные» дела (ехал по встречной полосе без всяких вынуждающих обстоятельств, все это зафиксировано на видеокамеру, подтверждено свидетельскими показаниями) можно оспорить, если протокол и иные документы о вашем проступке оформлены с нарушениями законных требований.
Неправильное оформление документов ведет к тому, что и дела-то фактически не существует, нельзя предъявлять обвинение, основываясь на «незаконных» доказательствах, а на нет – и суда нет.
Но если все-таки дело направлено на судебное разбирательство, очень важно защищаться в полном соответствии с буквой закона: особенно тщательно надо готовить документы – объяснения, заявления, ходатайства, жалобы – обосновывая каждое требование или просьбу соответствующей статьей из законодательных актов.
Именно поэтому, если дело до суда все-таки дошло, очень важно, чтобы поддержку вам оказывал человек, сведущий в юриспруденции и имеющий опыт практического ведения аналогичных дел в суде. В таком случае, даже если дело проиграно, юрист, знакомый со всеми нюансами разбирательства, сможет подать апелляцию и добиться пересмотра решения в вышестоящей судебной инстанции.
Таким образом, можно сделать вывод, что возврат прав при лишении за «встречку» вполне реален. И тем более реален, если представлять ваши интересы будет опытный автоадвокат. Вам останется только строго выполнять все его рекомендации и воздержаться от «самодеятельности», которая чаще вредит, нежели помогает.
Более подробно о «нестыковках» в законодательстве, позволяющих по-разному квалифицировать одно и то же нарушение, связанное с выездом на встречную полосу, и на этом строить линию защиты, мы рассказывали здесь. Частный, но наиболее опасный случай «встречки» — обгон – разбирается тут.
Обращайтесь, если вы попали в беду, и вам грозит лишение прав за встречку – мы сумеем вам помочь.