Возбуждение административного дела

Общая сущность понятия «возбуждение дела» в юриспруденции абсолютно строго не определена и в зависимости от категории дел определяется по-разному.

Можно рассматривать данное понятие с разной степенью обобщенности, в частности, как:

  • правовой институт в целом (совокупность определенных административно-процессуальных норм);
  • стадия производства по конкретным (уголовным, административным и др.) делам;
  • процессуальное решение;
  • конкретный правоприменительный акт (юридический факт).

В некоторых сферах юриспруденции все решения и действия, касающиеся инициации дела, что называется, разложены по полочкам. В частности, возбуждению дела об административном нарушении посвящена целая глава (28) КоАП РФ, где это понятие рассмотрено во всех аспектах – от набора административно-процессуальных норм до перечня действий конкретных должностных лиц в определенных обстоятельствах и по определенным поводам.

Что это означает?

В Кодексе административного судопроизводства (КАС) РФ термина «возбуждение административного дела» напрямую не содержится, но в разделах и главах КАС есть все нормы и определения, чтобы понять по каким причинам, кем и каким образом «возбуждается» административное дело.

Порядок инициации административного дела

Право на обращение в суд с иском по административному делу

Возбуждение административного дела Если гражданину (или юридическому лицу) нашей страны созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность – то он (оно) имеет гарантированное законом право обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

При этом, если законом для определенной категории административных дел установлен обязательный досудебный порядок урегулирования публичного спора, обращение в суд возможно лишь после соблюдения этого порядка.

Содержание административного искового заявления

В соответствии со статьей 124 КАС РФ исковое заявление по административному делу может содержать требования, «направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений», в частности:

  • о признании не действующим нормативного правового акта (полностью или частично), принятого ответчиком;
  • о признании незаконным решения (целиком или в определенной части), принятого ответчиком, или совершенного им действия (бездействия);
  • об обязанности ответчика принять конкретное решение или совершить определенные действия (либо, напротив, воздержаться от их совершения), что позволит устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов истца;
  • об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение определенного вопроса ответчиком (органом государственной или муниципальной власти, организацией, наделенной публичными полномочиями, должностным лицом);
  • и другие.

Форма искового заявления определена ст. 125 КАС.

Порядок принятия административного дела к рассмотрению

В течение 3 дней (если иное не предусмотрено КАС для определенного вида дел) со дня поступления иска в суд, судья должен единолично рассмотреть вопрос о принятии административного искового заявления к производству и вынести определение о возбуждении в суде первой инстанции производства по административному делу.

Не позднее следующего за вынесением определения дня копии данного определения направляются лицам, участвующим в деле (либо их представителям). Ответчику и заинтересованным лицам направляются также копии искового заявления, если они не были – в соответствии с ч.7 ст. 125 КАС – направлены им ранее.

Судья вправе вынести и определение с отказом в принятии дела к производству, мотивируя, например, тем, что:

  • иск подлежит рассмотрению не в административном судопроизводстве, а в ином (гражданском, уголовном, арбитражном);
  • иск подан лицом, органом или организацией, которым данное право не предоставляется КАС или иными федеральными законами;
  • из заявления не следует, что оспариваемым актом или действием законные права, свободы и интересы истца были нарушены;
  • по тому же административному спору уже имеется решение суда, вступившее в законную силу;
  • есть иные основания для отказа, например, из-за особенностей производства по определенным категориям административных дел, определенных в КАС.

Если исковое заявление принимается судьей в производство, то момент вынесение судебного определения и можно считать моментом возбуждения административного дела. Начинается подготовка дела к судебному разбирательству.

Ходатайство по административному делу

В процессе подготовки к судебному разбирательству и непосредственно самого разбирательства у сторон процесса могут возникать определенные пожелания и требования, которые следует оформлять в качестве специфического документа – ходатайства.Ходатайство по административному делу

В частности, по ходатайству лица, участвующего в административном деле, суд, например, может даже отложить судебное разбирательство «в связи с необходимостью получения судом дополнительных доказательств и иных сведений в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств данного административного дела».

Вообще говоря, ходатайства могут заявляться сторонами в процессе прений (и будут занесены в протокол судебного заседания) и устно, но для облегчения делопроизводства все-таки лучше оформлять их в виде письменных документов.

Поводами для подачи ходатайств могут быть:

  • необходимость отложения рассмотрения дела, например, в связи с предоставлением новых доказательств, вновь выявленными обстоятельствами, состоянием здоровья представителя одной из сторон;
  • вызов тех или иных свидетелей по делу;
  • необходимость более подробно ознакомиться с материалами дела;
  • выявленные в материалах дела случаи нарушения законодательства;
  • необходимость приложения документов или письменных пояснений к материалам дела;
  • назначение различного рода экспертиз
  • и иные.

Ходатайство по административному делу Кодексом – в отличие от искового заявления или апелляционной жалобы – никак не определяется. То есть форма и содержание его могут быть произвольным. Но в соответствии с общими правилами делопроизводства необходимо, чтобы в нем содержались:

  • «шапка» – с указанием кому и от кого заявляется ходатайство,
  • наименование документа,
  • суть излагаемой просьбы,
  • дата подачи ходатайства,
  • подпись ходатайствующего лица.

Если у вас возникнут проблемы с оформлением подобного документа – обращайтесь к нашим юристам.

Мы поможем сформулировать ваши пожелания в том виде, в котором они будут максимально понятны суду.