Нескорая «скорая»

6 марта 2017 года на заседании Совета Государственной Думы РФ рассмотрен внесенный группой депутатов ГД РФ законопроект (проект Федерального закона №88389-7 «О внесении изменений в статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), предусматривающий усиление  ответственности «за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом».

Совет решил:

Как будет изменяться наказание за препятствие для работы сотрудников Скорой помощи?«Назначить ответственный комитет (Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству); представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту (срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет 13.04.2017); подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу; назначить комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по охране здоровья)».

Таким образом, если в середине апреля ФЗ будет рассмотрен и принят, водителю, не уступившему дорогу «скорой помощи», равно как и другой «синемаячковой» спецтехнике, будет грозить довольно длительное лишение прав (от 6 месяцев до года) или штраф в 1500 рублей.

Много шума из ничего?

→ Попытаемся разобраться в ситуации.

Весь сыр-бор по поводу «непредоставления преимущества» начался со скандального случая в Петропавловске-Камчатском, где 10 января встречный автомобиль 10 минут не уступал дорогу медикам, и те смогли проехать к пациенту лишь с помощью наряда ГИБДД. Больной за это время скончался. Видео инцидента попало в Интернет и вызвало широкий общественный резонанс. Против супругов-«автохамов» – на волне массового возмущения – возбудили уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности.

А спустя две недели в Красноярске машине с включенным световым сигналом не уступила дорогу водительница такси – и пользователи сети снова бурно обсуждали видеозапись происшествия.

Тут же – 25 января 2017г. – в Петербурге карете «скорой помощи» не уступил дорогу Porshe.

→ Первыми «взвились» медики.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова ни инвестиционном форуме в Сочи заявила, что в недрах ее министерства разработан законопроект о приравнивании блокирования машины «скорой помощи» именно к вождению в нетрезвом виде (штраф 30 000 руб. и лишение водительских прав на 1-1,5 года).

Но одно дело – лишение прав за алкогольное опьянение, и совсем другое – когда тебя сначала настойчиво сталкивал с дороги какой-нибудь «черный мерседес» с мигалкой и «крякалкой», а потом еще и прав лишили.Что грозит водителю, не уступившему дорогу скорой помощи?

Минздрав обсудил также инициативу разрешить «скорым» таранить не пропускающие их автомобили. По словам официального представительства ведомства Олега Салагая, инициатором предложения была общественность.

Идею раскритиковали, в частности Геннадий Онищенко заявил: «Ужесточать закон не надо. Лучше идти по другому пути.

«Скорым» нужно обеспечить те законодательные преференции, которые уже есть. Таран тут ни в коем случае не уместен: так мы травмируем пациента, которого везем…».

→ Следом подтянулась ЛДПР.

Заместитель руководителя партийной фракции в ГД Ярослав Нилов предложил конфисковать автомобили у водителей, не уступивших дорогу «скорой», как орудие преступления, а водителей – штрафовать и привлекать к уголовной ответственности.

→ Впрочем, дальше заявлений дело не пошло.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и конституционному законодательству Вячеслав Лысаков поведал «Газете.Ru», что предлагаемые документы вряд ли вообще не попадут в Госдуму, поскольку в парламент ранее уже была внесена аналогичная инициатива (тот самый законопроект №88389-7).

Насколько актуальны все эти предложения?

«Мы внимательно проанализировали такие случаи и выяснили, что за последние годы их было всего четыре-пять, если говорить о тех, что были подтверждены видео. То есть самой проблемы нет, она абсолютно надумана и раздута СМИ», — уверен координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.

Не соглашаться с ним резона нет. Более того, красноярская нарушительница судом оправдана, поскольку следовали выяснили, что ей попросту некуда было сдвинуть автомобиль, чтобы уступить дорогу. На Камчатке дело так же застопорилось. Судмедэкспертиза все еще не может определить точное время смерти потерпевшего.

Не исключено, что он скончался еще до начала блокировки дороги – и тогда уголовное дело не имеет никакого смысла.

Единственный, кто поплатился за хамство, не имевшее, впрочем, последствий для здоровья пациента «скорой» — водитель Порша. В начале марта суд лишил Алексея Кононова водительских прав на три месяца в соответствии с действующим сегодня законодательством.

Случаи, действительно, единичные на всю страну. Стоит ли вводить «драконовские» меры или все-таки правильней просто обеспечить выполнение действующих норм?

А что по закону?

Уже упомянутый Петр Шкуматов полагает, что необходимо сначала привести в порядок ПДД, поменять законы, разрешив водителям допускать нарушения при освобождении дороги для спецмашин, и только потом ужесточать с них спрос.

«Если водитель едет по крайней левой полосе с отбойником слева, а справа его не пускают на полосу, то он просто физически не может уступить дорогу никому».

Но при этом ему грозит лишение водительских прав (возврат, конечно, возможен, если он остановится — выполнит формальное требование ПДД, и за дело возьмутся опытные автоюристы; только «скорая» при этом все равно никуда не проедет, к сожалению).

Дальнейшее ужесточение санкций приведет к возможности «подстав»: «под угрозой длительного лишения прав человек полезет за кошельком, и коррупции на дороге станет еще больше».

Что же не так в Правилах дорожного движения?

Тезисно:

→ ПДД, пункт 3.1:

«Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких (оборудованных синим маячкомприм. Автоюристов) транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу».Новые законы о препятствии в движении на дороге кареты Скорой помощи

→ ПДД, пункт 3.2:

«При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства».

→ ПДД, определения:

«Уступить дорогу (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменять направление движения или скорость».

При маневрах, на перекрестках и т.п. — все разумно и логично. Но при приближении «скорой» сзади или в лоб – в соответствии с ПДД водитель также не должен продолжать движение и маневрировать, то есть ему нужно остановиться. Поскольку понятие «уступить дорогу» Правилами определено однозначно. А требование «обеспечения беспрепятственного проезда» — нет.

Выходит, что сегодня соблюдает ПДД именно тот, кто стоит неподвижно. А то, кто отъезжает в сторону, формально правила нарушает – и именно он по закону должен быть подвергнут наказанию, хотя проезд «скорой» обеспечил.

Эту коллизию требуется разрешить в кратчайшие сроки, ведь уже с середины апреля вопрос об ужесточении ответственности будет, возможно, обсуждаться в Госдуме.

Пока же, если вам уже необходим возврат водительских прав после лишения по данному поводу – обращайтесь к нашим юристам. Будем разбираться и постараемся решить возникшую проблему в точном соответствии с законом.

 

Контакты

м. Электрозаводская, г. Москва
ул. Электрозаводская, д. 23, стр. 8.
Консультации по телефону ежедневно с 09-00 до 22-00, очный прием только по записи