Возврат автомобиля прежнему владельцу
Мы неоднократно на нашем сайте обсуждали и объясняли, как вернуть деньги за автомобиль, если он оказался ненадлежащего качества, а обнаружилось это только после покупки.
Рассматривали варианты – при каких условиях и каким образом можно вернуть автомобиль в автосалон, как вернуть автомашину банку, что нужно предпринять, чтобы получить обратно всю затраченную на покупку сумму, какую юридическую помощь мы можем при этом вам оказать.
Но в последнее время у наших клиентов все чаше возникают вопросы, связанные с необходимостью возврата автомобилей, купленных с рук. Не исключено, что связано это с экономическим кризисом, когда на новый автомобиль у многих попросту не хватает средств. Приобретать подержанный автомобиль, разумеется, дешевле. Но и проблем с ним может возникнуть значительно больше.
Часто к нам обращаются со следующей: автомобиль куплен у прежнего владельца, после некоторого срока эксплуатации он ломается, в процессе ремонта выясняются и иные скрытые дефекты, появляется желание вернуть продавцу некачественный товар и получить обратно уплаченные за него деньги.
Можно ли эту проблему решить?
Что говорит закон
Действие закона «О защите прав потребителей» (ЗЗПП) распространяется только на сделки, в которых продавец – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Поэтому при покупке автомобиля у физического лица вы можете сразу забыть о штрафах, неустойках и прочем возмещении морального вреда. А можно ли вернуть уплаченную за товар сумму?
Отношения в сделках купли-продажи между физическими лицами регулируются Гражданским кодексом (ГК РФ).
Что в нем важно?
- Продавец должен передать покупателю товар, качество которого определяется договором купли-продажи (ДКП). Если специальных соглашений (например, отмечено, что вы приобретаете неисправный автомобиль для самостоятельного восстановления) по качеству в ПКП нет, товар в момент передачи должен быть пригодным для целей, для которых он предназначен (п. 1, 2 ст. 469 ГК РФ).
Грубо говоря, автомобиль при покупке должен быть на ходу. И иметь возможность эксплуатироваться без претензий со стороны ГИБДД. Проверить это может (и лучше бы это сделать) сам покупатель еще до заключения ДКП.
- Продавец должен предоставить покупателю товар, соответствующий требованиям статьи 469 в течение определенного гарантийного срока, только в том случае, если гарантия на автомобиль предусмотрена в ДКП (п. 2, 3 ст. 470 ГК).
То есть, если в договоре продавец гарантирует, к примеру, три месяца езды без поломок, он несет ответственность за неисправности, возникшие в этот период. Но, как правило, в ДКП продавец покупателю ничего не обещает.
- Если на автомобиль гарантия не предоставлялась, то продавец отвечает за недостатки товара лишь в том случае, если покупатель докажет, что недостаток или причины, по которым он возник, существовали до момента заключения ДКП (п. 1 ст.476 ГК).
В данном случае бремя доказательства вины продавца лежит на покупателе. При этом, если сам продавец не знал об этих недостатках – он освобождается от ответственности, и только лишь, если он скрыл от покупателя факт наличия существенных недостатков, то есть передавал товар, не соответствующий требованиям к качеству (непригодным для эксплуатации) – его можно привлечь к ответственности. Правда, доказать умысел бывает весьма трудно, а зачастую просто невозможно.
Что же делать?
Лучше всего изначально не рисковать. Либо приобретать подержанный автомобиль у знакомого, которому вы всецело доверяете, либо все-таки действовать через юридическое лицо.
Ведь возврат автомобиля в автосалон или комиссионный магазин при обнаружении определенных недостатков вам гарантирует ЗЗПП.
Если же вы твердо решили купить автомашину с рук – вы должны понимать, что автомобиль был в эксплуатации – и вероятность возникновения той или иной неисправности при его использовании значительно выше, нежели у нового. А вернуть свои деньги за некачественный товар вам – в подавляющем большинстве случаев – не удастся.
Если в момент заключения ДКП вы обнаружили неисправность, не оговоренную договором – предъявляйте претензии продавцу, в крайнем случае отказывайтесь от сделки, не доверяя обещаниям «потом устранить». Если вы автомобиль примете – обратной дороги не будет.
Наконец, если вы уже попали в подобную неприятную ситуацию – обращайтесь к автоюристам за помощью.
Мы сможем хотя бы грамотно оценить ситуацию. И объяснить: придется ли вам смириться с реальностью, или можно бороться. А если продавец действительно смошенничал – мы всегда готовы добиваться восстановления справедливости и ваших нарушенных прав в суде.