Skip to content

Реформа ОСАГО. Кто выиграл?

17 марта 2017 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем окончательном чтении законопроект об изменениях в ОСАГО, согласно которому основной формой возмещения по договору об обязательном страховании автогражданской ответственности станет ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля, а не денежная выплата.

Закон подписан президентом страны и 28 марта опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Он должен вступить в силу через 30 дней после его официального опубликования. Через 180 дней становится обязательным его положение о прямом возмещении ущерба при коллективных ДТП.

Cui prodest?

Прекрасной иллюстрацией того, кем, для чего и против кого эта реформа изначально затевалась, может служить высказывание президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, которое приводится изданием «Ъ»: Выгодно ли страховым компаниям ремонтировать пострадавшие в ДТП застрахованные автомобили?

«С одной стороны, сделан некий шаг вперед – создан заслон неправомерным действиям автоюристов. Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях — УТС, ПВУ для коллективных ДТП и прочем».

И, действительно, какие такие «призрачные интересы народа» должны приниматься в расчет законодателями, если у страховщиков «важные для рынка» привилегии отбирают в угоду «неправомерным действиям юристов»!

Утрата товарной стоимости (УТС), к примеру, весьма существенная для автовладельца, никогда по доброй воле страховщиками в страховое возмещение не включалась. А автоюристы отсуживали ее в пользу потребителя в судах. Разумеется, «неправомерно» — наши суды законов же не знают. Смешно, правда? Когда бы не было так грустно для автовладельцев без нашей юридической помощи.

Вы застраховали автомобиль на полную сумму, соответствующую его стоимости на момент заключения договора, своевременно и в полном объеме выплачивали страховщикам премии – и они были довольны. При наступлении страхового случая вы пришли в страховую компанию (СК) в надежде вернуть ущерб, а вам либо отказали в страховой выплате, либо насчитали сумму, едва покрывающую треть ущерба. И кто опять доволен?

А по суду платить СК не нравится.

И решать проблемы не нравится.

Почему СК, выдавшая полис ОСАГО, не заморачивается прямым возмещением убытков (ПВУ) пострадавшим, если их несколько? Почему пострадавшие должны обивать ноги в компаниях виновников, которые, в свою очередь, будут делать все, чтобы минимизировать «расходы»? А почему бы и нет? Это же «мелочь» для потребителя…

В общем, идея понятна: СК, стремясь не выплачивать после судов то, что изначально должны были клиентам, плюс законные штрафы и прочие издержки (противные автоюристы!), решили спрятать экономию в «восстановлении» автомобиля. Был ущерб? Был. Отремонтировали? Да.

И тут уж никакая претензия к страховой компании по ОСАГО не страшна. Ремонтники сделали тяп-ляп? С ними и судитесь! А то, что СК заплатила ремонтной организации за детали, уже бывшие в употреблении, кого волнует? Зато сэкономили…

Но «что-то пошло не так».

Чем законодатели не угодили автостраховщикам

В чем же суть нововведений, и почему слышатся стенания страховщиков?

Основные положения обновленного закона об ОСАГО:

  • Вместо денежной выплаты потерпевшие автовладельцы будут обязаны воспользоваться «страховым возмещением» — услугой ремонта на станции технического обслуживания (СТО) из перечня, предложенного СК;
  • Получить денежную компенсацию возможно, если:

→ автомобиль в ДТП уничтожен;

→ потерпевший погиб или ему причинен тяжкий или средней тяжести вред;Как грамотно составить претензию в страховую компанию по выплате страхового возмещения по ущербу в результате ДТП?

→ потерпевший является инвалидом 1 или 2 группы и заявил о желании получить деньги;

→ сумма ремонта превышает предельную выплату по ОСАГО, а потерпевший не согласен доплачивать разницу за ремонт (выдается лишь та сумма, которая положена по ОСАГО);

→ СК и потерпевший договорились о денежном возмещении в случаях, определенных законом (например, для ремонта гарантийного автомобиля в списке СК нет соответствующей сертифицированной дилером организации);

  • СТО должна находиться в пределах 50 км (маршрут прокладывается по дорогам общего пользования) от места ДТП или места жительства потерпевшего – по его выбору.
  • Допускается больше, но если СК организует доставку автомобиля к месту ремонта за свой счет;

→ при проведении ремонта не должны применяться бывшие в употреблении или восстановленные детали и комплектующие (если иное не определено специальным соглашением между страхователем и страховщиком);

→ ответственность за качество ремонта несет СК. Гарантия на ремонт устанавливается в 6 месяцев (для кузовных и лакокрасочных работ – год);

→ срок ремонта – не более 30 дней (от момента прибытия автомобиля на СТО или передачи ее в СК для доставки на СТО), срок рассмотрения в СК заявления потерпевшего, в течение которого она должна либо направить поврежденный автомобиль в ремонт, либо предоставить автовладельцу обоснованный отказ страховой по ОСАГО – 20 дней. За нарушение сроков – неустойка в размере 0,5% в день от суммы возмещения, то есть полной стоимости ремонта (но не более самой суммы).

→ закон применяется к договорам, заключенным только со дня вступления его в силу (в части ПВУ – после 180 дней).

Чем недовольны страховщики?

В первую очередь тем, что придется ремонтировать новыми деталями.

При обсуждении законопроекта в профильном комитете исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев сетовал: «Ситуация, при которой страховщики оплатят замену старых деталей автомобиля на новые, а потом получат требования недобросовестных юристов о выплате по утрате товарной стоимости, выглядит абсурдной».

Игорь Юргенс уверяет, что для половины автомобилей России (им старше 10 лет) новых запчастей просто нет, да и ряд зарубежных производителей ушел с нашего рынка. «Что выгоднее автовладельцу в этой ситуации — ждать поставки новой детали из-за рубежа или получить денежную выплату, но доплатить за износ до 38%, большой вопрос».

Но законодатели не вняли этим аргументам. Оставив решение вопроса с отсутствием новых деталей на усмотрение автовладельца.

Хотя страховщики не оставляют надежду в будущем убедить регулятора внести понятие «качественная деталь», распространив ее и на неоригинальные запасные части.Как выиграть в спорах со страховыми компаниями?

Ответственность за ремонт и штрафные санкции за нарушение сроков опять же возложены на СК.

Наконец, на стадии обсуждения законопроекта, шла речь о поэтапном введении закона в разных регионах страны, против чего выступали страховщики. Но в принятом законе о поэтапности речи нет, потому здесь их беспокойство беспочвенно.

Все ли хорошо для автовладельцев?

Частые собственники лишились права выбора, но возмещение получать все-таки будут. Да еще и с новыми запчастями. Так что особенных причин для недовольства у них нет.

Кроме индивидуальных предпринимателей. Поскольку лишенные возможности сразу отремонтировать автомобиль, а затем получить от СК компенсацию, представители малого бизнеса будут нести убытки из-за вынужденного простоя. Ремонт вместе с рассмотрением заявления может занять почти два месяца. Недополученная прибыль может быть весьма ощутимой.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин говорит, что просьбы вывести ИП в зону возмещения деньгами были, но к ним не прислушались.

В любом случае нет никаких гарантий, что СК в дальнейшем не продолжат своих попыток «сэкономить» за счет народа и его «призрачных интересов». В таких случаях по-прежнему прийти на помощь автовладельцам могут так нелюбимые страховщиками автоюристы. И если вы столкнетесь с нарушением ваших прав со стороны страховых компаний – вы знаете, куда обращаться.