Автоюристы советуют

Хвалить у нас не очень-то принято – все больше ругать модно. Уж сколько ругали, сколько критиковали институт ОСАГО, критиковали обосновано, за реальные сбои в работе – но данный продукт тем не менее реально функционирует. Более того, его эффективность (вопреки критике, а, может, и благодаря ей) в части зашиты автовладельцев от расходов на ремонт после ДТП в последнее время возрастает.

К сожалению, не все водители знают о своих правах в выборе способа возмещения убытков по ОСАГО. И этот пробел мы сейчас попытаемся восполнить.

Какие у нас права?

Все права автовладельца, касающиеся возмещения ему убытков, понесенных в ДТП, по ОСАГО, определяются Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ.

В статье 12 («Определение размера страховой выплаты и порядок ее осуществления»), которая обновлена в соответствии с законом № 223-ФЗ от 21.07.2014, указывается (пункт 15), что ущерб, причиненный автомобилю потерпевшего в ДТП, может компенсироваться одним из двух способов:

  • возмещением в натуре, то есть путем организации и оплаты ремонта автомобиля на станции техобслуживания (СТО), с которой у страховой компании (СК) заключен договор;
  • выплатой страхового возмещения в кассе (наличными) или переводом его на счет или банковскую карту потерпевшего (безналичный расчет).

Законодательство не обязывает СК иметь договора на восстановление автомобиля с какими-либо СТО, поэтому если таких договоров у СК нет – нет и выбора у страхователя: он просто получит деньги на ремонт. Если же подобные договорные отношения с одной или несколькими СТО имеются, то в соответствии с той же 12 статьей 40-ФЗ автовладелец вправе сам выбирать, в какой форме ему получать возмещение. А в случае выбора им ремонта – на какой из сотрудничающих с СК технических станций его проводить.

 Как они реализуются?

В течение 20 дней с момента подачи заявления на получение страхового возмещения и подтверждающих документов в СК, страховщик обязан:

  • перечислить деньги; или
  • выдать направление на СТО; или
  • направить страхователю письменный аргументированный отказ.

При отказе вам может помочь автоюрист: разберется в обстоятельствах дела, оценит правомочность отказа и в случае нарушения ваших прав сможет законными методами добиться причитающихся вам выплат.

В случае перечисления денег пострадавший выбирает ремонтную площадку самостоятельно.

При этом сумма выплаты определяется независимой экспертизой, которую организует СК либо пострадавший – в случае несогласия с оценкой страховщика. Ущерб определяется на основании цен деталей и ремонтных работ в конкретном регионе.

Если потерпевший указывает в заявлении желание ремонтировать автомобиль у партнера страховой компании (при условии, что таковой или таковые у СК имеются), после осмотра в страховой машина направляется в ремонтную мастерскую. Все вопросы по ценам запчастей и ремонта решаются между СК и СТО без участия автовладельца, который только получает на руки направление на ремонт.

 Что выбрать?

К сожалению, универсального рецепта не существует. Есть аргументы «за» и «против» у каждого из способов страхового возмещения.

В частности, сторонники выплат уверяют, что тот, кто ратует за ремонт:

  • не может выбрать автосервис по важным параметрам: близости к дому, срокам ремонта, репутации СТО;
  • не имеет возможности присутствовать на технической станции и лично контролировать процесс ремонта, что грозит, если ремонтник недобросовестный, некачественным ремонтом;
  • в случае плохого ремонта, ответственных за брак не найти: СК кивает на ремонтников, а те говорят, что все выполнено в рамках выделенного бюджета;
  • при серьезных авариях ремонтная организация может навести лишь внешний лоск, скрыв неотремонтированные повреждения.

Однако на эти пункты есть и серьезные возражения: СК, которые имеют договора с ремонтниками, как правило, сотрудничают с ними давно. И «халявщиков» уже отсеяли – то есть с некачественными сервисами не работают.

Наш автоюрист посоветует, что делать в каждом конкретном случае
Наш автоюрист посоветует, что делать в каждом конкретном случае

На нормальной СТО сотрудники все недостатки выяснят добросовестно, чтобы самим в накладе не остаться. А вот при обычной оценке половину скрытых повреждений просто не заметят. И выплаченная сумма будет существенно меньше той, которую пострадавший затратит на ремонт реально.

Конечно, и этот вопрос решается.

При занижении выплат страховщиками появляется не только шанс отсудить недоплаченную сумму, но и получить существенную неустойку со страховой. Хотя для этого придется участвовать в тяжбе. И без помощи опытного автоюриста вы вряд ли сумеете обойтись.

Таким образом, ответ на вопрос, какой способ страхового возмещения выбрать, зависит от ряда условий:

  • список сотрудничающих со страховщиками СТО – репутация, цены, гарантии (вдруг какая-либо вас устроит);
  • состояние автомобиля после аварии (сложные повреждения разумнее доверить официальному дилеру или СТО с надежной репутацией);
  • личные обстоятельства: насколько быстро вам нужно осуществить ремонт (при направлении на СТО сроки дольше, поскольку время уходит на согласование цен между сторонами); есть ли у вас на примете специалист, которому вы доверяете, и который возьмется отремонтировать поврежденное ТС недорого; и другие.

 

Жизненные ситуации могут быть разными: машина вам крайне нужна – и ремонт нужен срочный, тогда предпочтительней денежная выплата.

Но объективно – если страховая компания крупная и работает с дилерскими центрами технического обслуживания – возмещение в натуре устраивает обычно все стороны:

  • водитель получает качественный ремонт у дилера без внесения дополнительных средств;
  • СК имеет возможность контроля обоснованности каждой вложенной копейки;
  • СТО приобретает клиента с гарантированной оплатой.

 

В конечном итоге выбирать, конечно, вам.

Помните только, что при возникновении любых сложных ситуаций (отказ в возмещении, недоплата, некачественный ремонт, затягивание сроков восстановления автомобиля и др.) «Автоюристы Москвы» всегда готовы прийти к вам на помощь.

Контакты

м. Электрозаводская, г. Москва
ул. Электрозаводская, д. 23, стр. 8.
Консультации по телефону ежедневно с 09-00 до 22-00, очный прием только по записи