Отказ в выплате страхового возмещения
К сожалению, отказ в выплате страхового возмещения стал сегодня довольно типичным явлением. В течение нескольких последних лет на 100 обращений клиентов по страхованию КАСКО число отказов у некоторых страховых компаний (СК) доходило почти до 20 (18,8 у Альфа-страхования в 1 квартале 2013) – то есть отказывали практически каждому пятому. Статистика по ОСАГО немногим лучше – 13,6 у СК Альянс.
При этом страховщики ведут себя так, будто не они должны выплатить клиенту компенсацию при наступлении страхового случая, а добросовестный клиент, оплативший все взносы, еще и должен страховой компании остался.
Какие доводы выдвигает страховая компания?
СК всячески убеждают его, что он, мол, сам виноват в случившемся: ТО просрочил, доверил руль супруге, не списанной в полис, о ДТП своевременно не сообщил.
И еще сотню причин найдут, чтобы клиент отправился ремонтировать поврежденный автомобиль за собственные деньги, экономя таким образом на людях, которых по закону обязаны от подобных неприятностей защищать.
И ведь, действительно, экономят на тех, кто не знает, что среди всех формальных поводов, по которым СК отказывают в выплатах, законных (указанных в Гражданском кодексе РФ и Законе о страховании) – всего пять. Более того, не каждый упомянутый в законодательстве случай в реальных условиях ведет к непреложному отказу.
Рассмотрим возможные ситуации подробнее:
1). Несвоевременное уведомление СК о наступившем страховом случае.
Эта причина отказа действует лишь тогда, когда клиент не сумел доказать, что просрочка не могла повлиять на возможность выплатить ему стразовое возмещение.
2). Непринятие мер к уменьшению убытков.
Действует, если меры не принимались в условиях, когда клиент имел возможность принять их без какой-либо угрозы его жизни, здоровью или каких-либо иных ограничивающих обстоятельств.
3). Умысел для получения выгоды или грубая неосторожность.
Действует, когда клиент сознательно шел на действия, ведущие к страховому случаю; либо, когда шел на риск, осознавая высокую вероятность его наступления.
4). Форс-мажорные обстоятельства (военные действия, общественные волнения, стихийные бедствия и другие подобные случаи).
Действует, если конкретный форс-мажорный случай не упомянут в договоре в качестве страхового.
5). Ремонт или утилизация автомобиля до проведения экспертной оценки ущерба.
Действует, если не проводилось вообще никакой экспертизы, а не экспертизы, организуемой самой СК.
Конкретные примеры реальных случаев, когда даже «законные» отказы незаконны, приведены в этой статье→.
Если вы юридически подкованы и понимаете, что вас намереваются, как говорится, «развести» — вы можете:
- Написать в СК соответствующую претензию;
- При подтверждении отказа в выплате либо при отсутствии ответа в течение 5 дней – написать исковое заявление, приложить требуемые документы и отправить все материалы в суд;
- Отстаивать свои законные требования во время судебного разбирательства;
- В случае решения в вашу пользу – получить исполнительный лист после истечения срока подачи апелляции;
- Отправить исполнительный лист в банк, где находится счет СК – и ждать отсуженные у страховщиков деньги.
Если же вы, получив отказ в выплате страхового возмещения, не знаете, как правильно написать претензию в СК или составить исковое заявление, не представляете, как вести себя в судебном заседании, не хотите самостоятельно бегать по инстанциям – вы можете все технические вопросы по возвращению полагающихся вам по закону финансовых средств переложить на наши плечи.
Мы имеем большой опыт работы с нерадивыми страховыми компаниями. Готовы при необходимости организовать независимую экспертизу для оценки причиненного вам ущерба, представлять ваши интересы в суде.
И если ваши права ущемлены незаконно – будьте уверены: мы сумеем их отстоять.
В крайнем случае, мы просто можем определить законность отказа страховой и оценить возможные перспективы судебного дела. А как поступать дальше – обращаться ли за помощью к нашим юристам или нет – вы решите самостоятельно.