Благие намерения РСА
Новости от Российского союза автостраховщиков (РСА) появляются в новостных лентах едва ли не каждый день. За последнее время они выдвинули столько новых инициатив, направленных, разумеется, на благо потребителя, что не только рядовой водитель, но и автоюрист вряд ли сразу в них разберется, поэтому мы попробуем оценить хотя бы некоторые из них.
Снижение стоимости «Зеленой карты»
Последним по времени является решение снизить на 5% по сравнению с прошлым месяцем тарифы на международные полисы ОСАГО («зеленые карты») – для полисов, действующих в период с 15.10.2016 г. до 14.11.2016 г. Владельцы легковых авто за путешествие по странам, входящим в систему «Greencard», платившие с 15 сентября до 14 ноября 2450 рублей за полис, смогут сэкономить аж 130 рублей: стоимость «зеленой карты» в этом месяце – 2320 рублей.
Страховка для стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Белоруссия, Молдавия, Украина) также снизилась с 840 до 790 рублей.
С одной стороны – «смешные» деньги, особенно для тех, кто находит средства для путешествия «по европам», с другой – вроде бы реальный шаг навстречу потребителю, особенно, если учесть, что снижение стоимости «зеленой карты» по сравнению с весенне-летним периодом составляет уже около 15%.
Но не стоит торопиться с выводами. Давайте вспомним, что еще в апреле евро стоил более 78 рублей, а в конце первой декады октября – в связи с намерением ОПЕК сократить добычу нефти – опустился до годового минимума в 69,4 рубля (падение почти на 13%).
Вот и весь секрет: базовые ставки на «зеленую карту» изначально установлены в евро, а их рублевый эквивалент для россиян РСА каждый месяц рассчитывает, исходя из колебаний курса евро к рублю. Поэтому очередная благая инициатива является лишь очередным подтверждением факта: страховщики себя не обидят.
Новые бланки ОСАГО
С начала этого месяца (1 октября 2016 г.) полисы ОСАГО во всех страховых компаниях (СК) оформляются на новых бланках. Об этом официально объявлено на сайте РСА.
Отличия нового бланка от предыдущих весьма существенны:
- Цвет изменился с зеленого на сложный – в основном – розовый (цветовая растяжка между желтым и сиреневым цветами) с графическими фигурами;
- Используется другой шрифт;
- Изменились водяные знаки: на просвет в центре видно стилизованное изображение автомобиля, а по бокам – логотип РСА;
- В бланк внедрена металлизированная нить с надписью: «ОСАГО»; а на просвет читается и слово «полис».
То есть защита бланка приближена к защите денежных купюр.
Заметим, что автовладельцы, уже заключившие договор ОСАГО на старом («зеленом») бланке, не должны срочно менять его на новый: страховка легитимна вплоть до окончания срока действия договора.
Цель смены бланков – борьба с подделками. Президент РСА и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс подчеркнул, что сейчас на черном рынке подделок новых бланков нет. РСА считает, что для подготовки более-менее качественной имитации мошенникам потребуется срок от года до двух лет.
Эта – действительно разумная и своевременная инициатива РСА – осложняется поведением самих СК.
Компания по переводу ОСАГО на новые полисы началась еще с 1 июля. Страховщики получили более 14,5 млн новых бланков полисов. Но в некоторых городах России бланки неожиданно «исчезли». Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов в эфире первого канала (программа «Доброе утро» от 11.10.2016) посетовал, что «существуют злоупотребления на местах, связанные с навязыванием дополнительных услуг». То есть «исчезнувшие» бланки волшебным образом появляются, как только автовладельцы соглашаются дополнительно к ОСАГО прикупить страхование жизни, здоровья или еще какой-либо страховой продукт.
Если вы столкнулись с подобным произволом, вам не помешает консультация автоюриста, а, возможно, и его помощь по составлению жалобы на СК. Не исключено, что на страховщиков, чтобы признать недействительной навязанную сделку придется подавать в суд. Возможно, вопрос будет решен в досудебном порядке, поскольку – по уверению того же господина Ефремова – за жалобу компанию оштрафуют, а при нескольких жалобах могут и лишить лицензии.
Ночной кошмар автостраховщиков
Вообще, создается впечатление, что за последние годы судебные дела стали «кошмаром» для многих СК.
В 2015 году (сообщил агентству «Москва» все тот же Евгений Уфимцев) РСА выплатил по ОСАГО за компании, ушедшие с рынка, в среднем – 56 тыс. рублей, а по выплатам, назначаемым судом – 78 тысяч. Причем, «страховая часть здесь составляет только 48 тыс. рублей. Получается, что около 30 тыс. рублей — это дополнительные расходы, которые мы платим по решению суда. Но получает их не потребитель, а автоюрист», — признался Уфимцев.
И это – правда: действительно, автоюрист (Москва) не дремлет. Одно лишь решение Верховного суда РФ в декабре 2015 года оставить в силе штраф, наложенный судами низших инстанций на 14 крупных СК за сговор и навязывание автовладельцам дополнительных услуг при продаже страховых полисов, принесло страховщикам убыток в 48 миллионов рублей. Которого, кстати сказать, можно было бы избежать, веди страховщики «честную игру».
Но в погоне за прибылью СК во главе с РСА делают все, чтобы избежать расходов и собирать свою мзду, обходя суды.
Именно на это и нацелены все их последние инициативы, каждая из которых выглядит разумно, справедливо и эффективно:
- Создание института страхового омбудсмена по ОСАГО;
- Введение «единого агента»;
- Увеличение сроков урегулирования убытков по ОСАГО и периода рассмотрения досудебной претензии;
- Изменение системы скидок и «наказаний» (коэффициента «бонус-малус» — КБМ) в ОСАГО;
- Увеличение штрафов за управление автомобилем без страховки с 800 руб. до 8 тыс. руб., а также за удорожание втрое полисов для злостных нарушителей ПДД;
- — и другие.
Каждая из этих инициатив, некоторые из которых могут быть введены уже с 2017 года, заслуживает отдельного разговора. В предложениях есть немало и рациональных зерен, но, к сожалению, общая тенденция не меняется. Суррогатные предложения РСА – «ни что иное, как демонстрация неуемной алчности страховщиков, очередной способ собрать с автомобилистов еще больше средств исключительно ради наращивания прибыли страховых компаний», — полагает руководитель регионального представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане Рамиль Хайруллин.
И у нас, увы, пока нет оснований не соглашаться с этим мнением.
Поэтому, уважаемые автомобилисты, не расслабляйтесь, полагая, что страховка – панацея от всех бед. И если вы попали в дорожно-транспортное происшествие – вам потребуется не только полис, но, скорее всего, и опытный адвокат ДТП. Москва – огромный город, где множество юридических компаний. Но мы надеемся, что вы остановите свой выбор на настоящих профессионалах.
Помните: юридическое объединение «Автоюристы Москва» помогает всегда.