Технический осмотр автомобилей в 2016 году
Пластиковая карточка-талон технического осмотра (ТО) на лобовом стекле каждого авто – неотъемлемый атрибут дорожного движения прошлых лет – сегодня не встречается даже в кино, поскольку современные режиссеры, снимающие фильмы о 80-х или 90-х годах, о такой «мелочи» и понятия не имеют.
В последние годы система страховки ОСАГО стала привычной, почти «родной», и многие автомобилисты успели забыть о том, что в рамках этой системы на страховые компании (СК) возложена и ответственность за контроль технического состояния автомобиля.
Меж тем, небесполезно будет напомнить, что диагностическая карта (ДК) – это совсем не «приложение» к покупаемому полису ОСАГО. Совсем наоборот: без ДК вам этот полис попросту не оформят – а без него и легального допуска на дорогу вам не видать. Заметим, впрочем, что не обязательно иметь карту на руках – достаточно, чтобы сведения о ней имелись в базе Единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО).
Ни одна претензия к страховой компании по ОСАГО не будет действенна, если выяснится, что в полисе нет сведений о ТО (да и полис такой сочтут фальшивкой). За защиту ваших прав, если вы попали в дорожно-транспортное происшествие, не имея полиса ОСАГО с отметкой о ТО, вряд ли возьмется хоть один адвокат ДТП. Москва – огромный мегаполис, и, к сожалению, аварий в нем множество, зато работа у адвокатов есть всегда. Зачем же профессионалу заведомо проигрышное дело?
Чтобы не попасть в такую вот неприятную ситуацию, надо знать следующее.
Порядок прохождения ТО
ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ТО (Н2)
Процедура проверки технического состояния транспортного средства является обязательной.
Сегодня (по действующему законодательству) ТО проводится:
- Ежегодно (для машин старше 7 лет);
- Раз в 2 года (для машин от 3 до 7 лет).
- Автомобили категории В младше 3 лет ТО не проходят.
Пройти ТО можно на специальных пунктах, предназначенных для технического осмотра, и занесенных в реестр Российского союза автостраховщиков (РСА). Сегодня их в РФ насчитывается несколько тысяч, и расположены они во всех регионах страны. Пройти ТО вы вправе на любом из них. Вы можете выбрать ближайший (например, на сайте РСА); если же в соседнем субъекте федерации ТО стоит дешевле – никто не запретит проходить его и там.
Стоимость ТО зависит от вида транспортного средства и от региона. Стоимость ТО для легкового автомобиля колеблется, в основном, в пределах от 300 до 700 рублей – то есть доступна любому автовладельцу.
Для прохождения ТО нет никаких «особых» требований. Водителю достаточно иметь удостоверение личности (паспорт или ВУ) и свидетельство о регистрации автомобиля (техпаспорт – если автомобиль не зарегистрирован. Если вы не владелец автомобиля – доверенность. Ну, и не должны быть просрочены огнетушитель и аптечка. Это все.
Если диагностика выявит неисправности – вы их устраняете и приезжаете на повторный ТО. Если все нормально – получаете ДК, а сведения о ней заносятся в ЕАИСТО.
Некоторые нюансы
Первый – и главный.
Большинство водителей считает, что три года отсчитываются с даты выпуска автомобиля, указанной в ПТС – это ошибка.
Часть 2 ст.15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 гласит:
«Не требуется проведение технического осмотра в первые три года, включая год выпуска, в отношении следующих транспортных средств…
1). легковые автомобили; …»
Где, «включая год выпуска», означает, что учитывается именно календарный год. Если ваш автомобиль выпущен 28 декабря 2014 года, то три года, которые можно ездить без ТО – это 2014, 2015 и 2016. И если вы намерены оформить полис ОСАГО в январе 2017 – вам поначалу придется получить ДК, несмотря на то, что вашему авто фактически лишь два года.
То есть в текущем 2016 году не требовалось прохождения осмотра автомобилям и мотоциклам, год выпуска которых по техпаспорту – 2014, 2015 и 2016, а в следующем 2017 – тем, которые выпущены в 2015, 2016 и 2017 годах.
Второй – немаловажный.
Закон не требует, чтобы ДК была действительна весь период страховки. Если она действует на момент заключения договора – этого достаточно.
И если вдруг вы получите отказ страховой по ОСАГО на том основании, что к моменту наступления страхового случая действие ДК закончилось (но на момент заключения договора она действовала) – обращайтесь к автоюристам. Поскольку данное действие СК неправомочно – мы в этом случае всегда вам поможем.
И третий – к сведению.
Законодательством не предусмотрен штраф за езду без прохождения ТО. Точнее – предусмотрен, но лишь для водителей такси, автобусов или грузовиков, предназначенных для перевозки людей или опасных грузов (его размер – 500-800 р). Обычных автовладельцев это не касается.
Возить ДК с собой тоже не требуется.
Но еще раз напоминаем вам, что, не пройдя своевременно ТО, вы не сможете купить страховой полис ОСАГО – и «дорога на дорогу» будет для вас закрыта.